Интересные факты о «Титанике»

Факты о Титанике

Катастрофа “Титаника” стала самым известным кораблекрушением в мировой истории. И, несмотря на то, что её причины более-менее достоверно были установлены, до сих пор существует ряд теорий, утверждающих, что гигантский круизный лайнер затонул отнюдь не по причине столкновения с айсбергом. Увы, остов корабля лежит глубоко на дне, и его изучение представляет собой непростую задачу.

Факты о крушении “Титаника”

  • С 1985 по 2010 год к обломкам “Титаника” было совершено 17 экспедиций, на поверхность поднято свыше пяти тысяч предметов — от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки.
  • Существовали различные проекты по поднятию затонувшего корабля на поверхность, но от всех них в итоге было решено отказаться.
  • Первый рейс “Титаника” оказался для него единственным и последним.
  • На протяжении десятилетий считалось, что лайнер затонул целиком, но более поздние исследования показали, что он разломился надвое. Носовая и кормовая его части лежат на дне на расстоянии в 600 метров друг от друга.
  • Наиболее вероятной причиной, почему айсберг, который отправил “Титаник” на дно, не был замечен вовремя, считается то, что ледяная глыба была перевёрнута. По мере того, как подводная часть айсберга тает, она уменьшается, и в итоге гигантский кусок льда может перевернуться “вверх ногами”. При этом более тёмная (а потому менее заметная) подводная часть оказывается наверху (интересные факты об айсбергах).
  • На “Титанике” не нашлось такой простой и нужной вещи, как бинокль. Капитан уволил своего второго помощника Блэра, а тот в отместку забрал с собой ключи от сейфа, где лежали бинокли для впередсмотрящих. Согласно другой версии, Блэр попросту забыл передать ключ. В 2007 году этот ключ был продан на аукционе за огромные деньги.
  • Именно после катастрофы “Титаника” ряд стран совместными усилиями создал службу, отслеживающую все крупные айсберги. С тех пор, вот уже более столетия, серьёзных столкновений судов с ними больше не было.
  • Учёные установили, что ржавчина и морские микроорганизмы полностью уничтожат затонувший остов “Титаника” к концу XXI века. Уцелеют только якоря и некоторые другие массивные элементы, сделанные из стали.
  • Режиссёр Джеймс Кэмерон, снявший знаменитый на весь мир фильм про это кораблекрушение, несколько раз погружался к обломкам “Титаника” в батискафе.
  • В 1898 году писатель Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель «Титана»». Она повествовала о корабле «Титан», совершавшем своё первое плавание через Атлантику, который столкнулся с айсбергом и затонул. На лайнере не оказалось достаточного количества спасательных шлюпок, но его описывали как «непотопляемый», так как это был самый большой корабль своего времени. Эта история была написана за 14 лет до крушения “Титаника”.
  • Первый фильм о “Титанике” был снят меньше, чем через месяц после катастрофы, а главную роль в нем сыграла актриса, выжившая в кораблекрушении.
  • Для спуска судна на воду потребовалось 23 тонны жира, паровозного масла и жидкого мыла — для смазки направляющих сходней.
  • На борту корабля было 12 собак, из них выжили три.
  • После столкновения “Титаника” с айсбергом палуба корабля оказалась усыпанной снегом и льдинками, которые многие пассажиры восприняли как неожиданный фокус и принялись играть осколками льда в футбол, даже не подозревая о наступившем кошмаре.
  • Останки «Титаника» были обнаружены только через 73 года после кораблекрушения.
  • Для постройки «Титаника» было использовано 3 миллиона заклепок, большинство из которых было изготовлено вручную.
  • Билет первого класса по современным пересчётам стоил около 100 тысяч долларов, так что на верхней палубе плыли действительно зажиточные люди, а самым богатым среди них был Джон Джейкоб Астор IV, чье состояние оценивалось в 85 миллионов долларов. В нынешнем веке Астор считался бы миллиардером. 

  • Корабль был оборудован только 20 спасательными шлюпками с общей вместимостью 1178 человек, чего было достаточно для менее чем половины пассажиров. А ведь был ещё экипаж… Всё потому, что корабль считался непотопляемым, и на шлюпках решили сэкономить.
  • Согласно статистике, в результате крушения “Титаника” выжили 74% женщин и 20% мужчин.
  • Новости о реальной ситуации с выжившими и погибшими пассажирами оставались тайной для остального мира на протяжении нескольких дней, а первые газеты и вовсе сообщили, что все пассажиры и члены экипажа выжили во время крушения “Титаника”.
  • Кораблекрушение случилось 14 апреля 1912 года. События воссозданы до мелочей. С самого утра раз десять экипажи других лайнеров передавали сводки о том, что айсберги уже неподалёку, но “Титаник” игнорировал эти предупреждения. Последняя сводка поступила на «Титаник» за 40 минут до столкновения, но радист лайнера даже не дослушал сообщение, прервав связь.
  • Шлюпок после крушения катастрофически не хватало, но всё равно некоторые из них из-за паники отчаливали, будучи заполненными лишь наполовину.
  • Постройка “Титаника” обошлась в 7,5 млн долларов (чудовищная по меркам тех лет сумма) и заняла три года.
  • На момент постройки “Титаник” был самым большим пассажирским кораблём в мире, его длина составляла 268 метров, а вес при полной загрузке достигал 46328 тонн.
  • Лайнер тонул под музыку. Оркестр до последнего стоял на палубе и играл церковный гимн, чтобы подбодрить людей вокруг.
  • Российские глубоководные аппараты «Мир» в 1991 и 1995 годах погружались к судну. Лежит “Титаник” на глубине около 3,8 км.
  • Халомонас титаника – новая бактерия, пожирающая металл, названа именно так, в честь лежащего на дне парохода, металл которого медленно уничтожается этими самыми бактериями (интересные факты о бактериях).
  • По иронии судьбы на 14 апреля, тот день, когда “Титаник” столкнулся с айсбергом, была запланированы учения по срочной эвакуации на спасательных шлюпках. По неизвестным причинам учения были отменены капитаном Смитом, который перенёс их на следующий день.
  • Ни один из 30 механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых машин так долго, как только было возможно, чтобы могли спастись остальные пассажиры.
  • “Титаник” мог удержаться на плаву при затоплении четырех внутренних отсеков подряд, но в роковую ночь были повреждены шесть из них.
  • Кроме “Титаника”, ни один лайнер в истории никогда не был потоплен айсбергом.
  • ЮНЕСКО ждало сто лет, чтобы объявить обломки “Титаника” объектом культурного наследия, для таких случаев у этой организации есть специальная конвенция. 
  • Официально считается, что при крушении “Титаника” погибли 1513 человек.
  • Корабль был оснащен 29 паровыми котлами, которые потребляли 825 тонн угля в день. 
  • Из четырех дымовых труб “Титаника” только три работали по назначению. Четвёртая была добавлена для симметрии и эстетики, и она выполняла роль вентиляционного канала.