Интересные факты о Московском метро

Факты о Московском метро

В Москве метрополитен является важнейшим транспортом, которым ежедневно пользуются миллионы людей, и представить сейчас этот город без метро попросту невозможно. Конечно, столица России растёт, но и метрополитен не отстаёт — прокладка новых веток и строительство новых станций ведётся постоянно, что действительно помогает разгрузить городские улицы от пробок и помочь людям максимально быстро достичь места назначения. Большинство москвичей отлично знает, что именно подземка — самый быстрый и удобный способ перемещения по городу.

Факты о Московском метро

  • Казахстанский город Алматы, ранее известный, как Алма-Ата — единственный неевропейский город, упомянутый в столичном метро. Речь идёт о станции «Алма-Атинская».
  • День открытия московского метрополитена – 15 мая 1935 года, когда в 7 утра первый поезд отошел от станции «Сокольники». Билет стоил 50 копеек и действовал 35 минут.
  • Самой глубокой станцией является «Парк Победы». Она залегает на глубине 73 метра.
  • В 1920-х годах заявку на строительство метро в Москве подала немецкая компания Siemens-Bauunion, но она получила отказ.
  • На станции Московского метро «Каширская» можно обнаружить изображение другой станции — «Маяковской».
  • Первым пассажиром метрополитена в 1935 году стал мастер экспериментального цеха завода «Красный пролетарий» П. Н. Латышев. На станции «Сокольники» он купил билет под номером А00001.
  • Между «Автозаводской» и «Коломенской» поезда без остановки ходили целых 46 лет, пока там не была построена станция «Технопарк».
  • Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».
  • Первые турникеты в Московском метро появились в 1959 году.
  • До 1992 года в качестве проездных билетов использовались картонные талоны, которые позднее были заменены на жетоны.
  • Прикосновение к контактному рельсу смертельно опасно, так как он находится под напряжением, по нему проходит целых 880 вольт.
  • В южном вестибюле станции «Саларьево» установлен самый короткий эскалатор Московского метро. Он поднимает пассажиров всего на 3 метра.
  • «Кантемировская» и «Боровское шоссе» — единственные станции Московского метро, название которых написано на путевых стенах наклонным шрифтом, а не обычным.
  • В Московском метрополитене постоянно живет порядка 500 собак. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах.
  • Многочисленные насосы непрерывно откачивают из метро грунтовые воды. Если они остановятся, тоннели очень быстро будут затоплены.
  • Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор (интересные факты о мраморе).
  • На момент открытия в метро было две линии и 13 станций.
  • Склад забытых в Московском метро предметов находится на станции «Котельники». Вещи, принесённые туда, хранятся на протяжении полугода.
  • Станция «Тропарёво» стала первой, в которой в букве «ё» были нарисованы точки.
  • На заре Московского метрополитена слово «метро» было мужского рода.
  • Самая длинная станция в Московском метро — «Воробьёвы горы». Длина платформы здесь составляет 284 метра.
  • Некогда в киосках по продаже проездных талонов торговали также ирисками и бутербродами.
  • В Московском метро есть бесплатный вай-фай. В метрополитенах других городов и стран такой роскоши обычно нет.
  • Целых 44 станции Московского метро считаются объектами культурного наследия России. Неудивительно, что оно считается самым красивым в мире.
  • До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.
  • Первый эскалатор в мире был представлен на Парижской выставке 1901 года в качестве концепта, а первые действующие модели появились в лондонском метро только в 1932 году. Чтобы опускать людей на большую глубину, советскими метростроевцами был куплен один эскалатор за огромные деньги — 200 тысяч золотых рублей — с одной лишь целью: разобрать, изучить и воспроизвести.

  • Раньше люди называли станцию «Планерная», как «Планёрная», с соответствующим ударением.
  • В Московском метро есть и грузовые поезда, обслуживающие нужды метрополитена. Обычно они представляют собой составы из обычных, но изменённых внутри вагонов, иногда без крыши.
  • Станция «Воробьёвы горы» была закрыта целых 19 лет, и её открыли заново лишь в 2002 году. Причиной столь долгого простоя была реконструкция моста.
  • До 2016 года в вестибюле станции «Спортивная» функционировал музей Московского метро, но затем его переместили на «Выставочную».
  • На «Кропоткинской» раз в год проводятся ночные концерты, так как акустика на этой станции лучше, чем на других.
  • В переходе между станциями “Римская” и “Площадь Ильича” находится действующий фонтан.
  • Чаще всех других переименовывался «Александровский сад». Станция называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна», с 1946 по 1990 год носила название «Калининская». В 1990 году станция буквально несколько дней называлась «Воздвиженкой».
  • Переход между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Александровский сад» — самый первый переход московского метрополитена. Он был открыт ещё в 1938 году.
  • Практически вся реклама, где действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на неработающем втором перроне “Полежаевской”.
  • В октябре 1941 года, во время войны, власти готовы были уничтожить метрополитен. Специальным указом было поручено разработать план по его полной ликвидации. Подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.
  • На «Электрозаводской» название станции дублируется в разных местах целых 54 раза.
  • Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, была первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Станция подобного типа представляет собой центральный и два боковых зала, опирающиеся на общие колонны, и отличается большой пропускной способностью.
  • Московское метро поначалу носило имя Л. М. Кагановича. В 1955 году он был переименован в честь Ленина.
  • Сейчас все пути московского метрополитена составляют в длину более 300 километров. Это примерно равно расстоянию от Москвы до города Иваново (интересные факты об Иваново).
  • Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским — во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движения против часовой — женский.
  • Двери в метро такие тяжелые, потому что при их проектировке не было требований к весу — только к прочности и долговечности.
  • «Особый запах метро» раньше получался из-за использования для пропитки шпал специального вещества под названием креозот, но теперь его почти не используют, и сейчас Московское метро в основном пахнет металлом.
  • Ветер и сквозняки гуляют по Московскому метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни внутри цилиндров.
  • Мозаику, которая украшает станцию «Новокузнецкая», собирали в блокадном Ленинграде.
  • Первые турникеты в Московском метрополитене появились на станции «Красные ворота».
  • На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз.Так сделано,чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.
  • Вагоны для поездов Московского метро производят в Мытищах. При этом ветку до Мытищ до сих пор так и не протянули.
  • На разных линиях составы метро состоят из 6, 7 или 8 вагонов, за исключением нового лёгкого метро, где используется тройка сдвоенных вагонов нового типа.
  • На многих станциях Московского метро есть колонны, поддерживающие свод, но больше всего их на «Комсомольской» — целых 146.
  • Рекорд скорости при прокладке новых линий в Московском метрополитене — 650 метров в месяц. В Санкт-Петербурге, кстати, целых 1200 метров за тот же срок, несмотря на более сложные условия строительства.
  • Строительство Московского метро не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Строились Покровская, Замоскворецкая и Кольцевая линии.
  • Тому, что в московском метро две «Арбатские» и две «Смоленские», обязан случай, произошедший в годы войны. В 1941 году авиабомба попала в тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». И тогда было принято решение о строительстве этих же станций, но на большей глубине. Новый участок, дублирующий предыдущий, строился в тайне и открылся в 1953 году, став неожиданностью для москвичей. Старые станции затем были восстановлены и открыты в 1958 году в составе Филевской линии.
  • Кольцевая линия Московского метро строилась целых 11 лет.
  • В результате шутки студентов МФТИ в 1996 году на нескольких картах в вагонах метро появилась вымышленная станция «Физтех». Студенты подобрали цвет, шрифт, бумагу и сделали наклейки, которые разместили на схемах.
  • На станции «Динамо» в 1940 году по ночам работали учёные-физики, так как им нужно было место, куда не проникают радиоволны, и расположенная на 40-метровой глубине станция Московского метро отлично подходила для их целей.
  • Станция «Новокузнецкая» — единственная, над которой свод украшен лепниной даже над эскалатором.